22. Творчество
Текст видео

Приветствую вас, друзья. Мы начинаем наш двадцать второй урок по основам Искусственного Интеллекта, меня зовут Роман Душкин, и сегодня мы будем говорить о творчестве. Давайте вместе разберёмся в том, что это такое, какое отношение этот феномен имеет к разуму и интеллекту, а также то, может ли Искусственный Интеллект творить. Поехали…

Итак, творчество... Что же это такое? Определить понятие довольно сложно, но большинство определений, которые я проработал, готовясь к этому занятию, сводится к тому, что творчество — это умственная или физическая деятельность, в результате которой появляется нечто новое, никогда ранее не существовавшее и, самое главное, — не сводимое к сумме результатов каждого отдельного шага деятельности. То есть в процессе творчества проявляется некоторое эмерджентное свойство, позволяющее говорить о появлении нового объекта. При этом объектом может быть как нечто материальное, так и умозрительное, идеальное. Вот примеры — творчество материальное создаёт картину или скульптуру, а творчество идеальное создаёт новую научную теорию или музыкальное произведение.

Давайте подумаем, откуда может взяться творческое начало в человеке. Вспомним Курта Гёделя, который доказал знаменитую теорему о полноте. Вот это был акт творчества? Если у нас есть формальная система, в которой можно выразить арифметику, то как понять, что она неполна? Как доказать, что в рамках этой системы невозможно доказать некоторые теоремы, которые являются истинными в ней? Вы заметили в моих предыдущих словах фразу «в рамках самой системы»? Вот тут и кроется суть. Гёделю пришлось выйти за рамки системы, чтобы доказать свою теорему. При этом он применил два довольно простых шага — диагональный процесс, который был разработан Георгом Кантором для доказательства того, что множество действительных чисел не является счётным, и введение метода обозначений теорем теории чисел при помощи чисел. Оба этих шага достаточно тривиальны, но гений Гёделя проявился в их соединении. Именно здесь был творческий акт. Именно здесь было озарение. Почему это происходит, сказать сложно. Вероятно, что каким-то образом замешана биохимия и физиология мозга. Вероятно, что что-то иное. Я уже однажды упоминал про Роджера Пенроуза, который как раз считает, что именно творческое начало человека всегда будет превосходить любой алгоритм, в том числе и искусственный интеллект.
Курт Гёдель
Георг Кантор
Роджер Пенроуз
Вся эта лирика была мной рассказана по одной простой причине. Если творчество — это некоторый неформализуемый процесс, а Искусственный Интеллект — это формализованные алгоритмы, то как совместить их друг с другом? Само собой разумеется, что я сейчас говорю о слабом ИИ. Но можно ли создать слабый ИИ, чтобы он мог решать творческие задачи? Обратим внимание именно на этот аспект и посмотрим, что реализовано к настоящему времени и куда движется прогресс.

Когда-то в далёком отрочестве я писал программу, которая должна была рисовать картины. Это было что-то типа экспертной системы, в которой предполагалось наличие большого количества правил «Если ..., То ...», в результатах которых записывались последовательности действий по рисованию. А факты, значения которых использовались в посылках, генерировались в виде случайных чисел. Проект не взлетел, поскольку когда правил было мало, «картины» получались примитивными. А большое количество правил я сделать не мог, поскольку тогда доступный мне компьютер начинал беспощадно тормозить, и я не мог дождаться результата. К тому же, у меня было всего лишь 16 килобайт оперативной памяти. Тем не менее, тот опыт показал мне, что в основе творчества может лежать случайность. И сегодня у меня есть определённые идеи относительно природы озарения — у нас в голове могут происходить некие процессы, связанные с истинной случайностью, которые и лежат в основе озарения и творчества. Однако если бы я смог реализовать эту систему, она всё равно не могла бы придумать ничего нового сверх того, что заложено в её базе знаний, но только случайным образом комбинировала бы имеющиеся примитивы. Так что вряд ли это творчество.

В последнее время очень популярны мобильные приложения, которые либо генерируют красивые картинки, либо раскрашивают фотографии в стиле различных художников. Выглядит это красиво. И основана технология, как это обычно бывает, на нейросетевом подходе. Как обычно, не обошлось без нейронных сетей глубинного обучения, при этом использовалась новая интересная архитектура — генеративно-состязательная сеть. Её суть заключается в том, что совместно работают две нейросети, одна из которых генерирует некоторый новый образец, а вторая пытается его отвергнуть, отфильтровывая только правильные образцы. В итоге они как бы обучают друг друга, играя в антагонистическую игру. Эта технология начинает очень широко применяться на практике, при этом отличить сгенерированные нейросетью изображения от оригинальный порой бывает очень сложно. Отсюда, кстати, происходит один из алармистских криков о том, что такие нейросети затопят нас неадекватной информацией, кажущейся правдоподобной. Ну такие опасения не напрасны.

Но является ли то, что делает генеративно-состязательная сеть творчеством? Ведь она вряд ли может сгенерировать больше, чем заложено в неё при обучении, даже если обучение происходило без учителя. Например, новые лица создаются при смешении имеющихся образцов. Реалистичные пейзажи тоже основываются на имеющемся фонде картин и фотографий. Тут на ум приходят два момента. Во-первых, сам нейросетевой подход имеет главную фишку — после обучения нейросети могут то, чего не было во время обучения. А во-вторых, является ли художественное творчество человека чем-то таким, что основано на озарении? Наверное, в каких-то частных случаях — да. Но в основном же это тоже смешивание и комбинирование ранее виденных элементов. Разве нет? В общем, предлагаю вам над этим подумать, а результаты размышлений обязательно пишите мне в своих персонифицированных группах — обсудим.

На этом я закругляюсь. Надеюсь, что это было интересное занятие, так как мы изучили один из неизведанных аспектов разума — творчество. А теперь переходите к чтению дополнительных материалов и тесту. Жду ваши мысли. Всем добра.
Интересные вопросы курсантов
(орфография и пунктуация курсантов сохранены)
Cлабый ИИ может творить? Или только если мы считаем за творчество - не созидание или озарение, а соединение или интерпретация ранее увиденного?
Вопрос именно в определении творчества. Если мы говорим, что творчество — это переосмысление и рекомбинация уже имеющегося, то слабому ИИ творчество вполне под силу. Если же нужна вспышка озарения, то тут вопрос открытый, так как природу оного озарения мы особо-то и не знаем. Если это просто какие-то стохастические процессы у нас в голове, типа перескока заряда с немиелинизированного аксона одного нейрона на другой, с которым нет синапсов, то моделировать это вполне возможно при помощи вероятностных вычислений. Если же природа творчества и лежащих за ним озарения, вдохновения и прочих тонких материй лежит где-то в области квантовых эффектов, то, видимо, без квантового компьютера не обойтись.
Самостоятельная работа
Задание 1

Прочесть все материалы по ссылкам выше

Задание 2

Сдать проверочный тест
Есть вопросы? Отлично, задавайте!
Предыдущие уроки
Урок № 1: ИИ и две зимы здесь
Урок № 2: ИИ и междисциплинарные исследования здесь
Урок № 3: Две парадигмы здесь
Урок № 4: Интуитивный подход и тест Тьюринга здесь
Урок № 5: Символьный и логический подходы здесь
Урок № 6: Агенты и роевой интеллект здесь
Урок № 7: Гибридный подход здесь
Урок № 8: Гибридный подход здесь
Урок № 9: Некоторые мифы об ИИ — 1 здесь
Урок №10: Некоторые мифы об ИИ - 2 здесь
Урок №11: Некоторые мифы об ИИ — 3 здесь
Урок №12: Правда об ИИ - 1 здесь
Урок №13: Правда об ИИ - 2 здесь
Урок №14: Правда об ИИ - 3 здесь
Урок №15: Несколько успешных примеров ИИ-проектов — 1 здесь
Урок №16: Несколько успешных примеров ИИ-проектов — 2 здесь
Урок №17: Несколько успешных примеров ИИ-проектов — 3 здесь
Урок №18: Философия ИИ здесь
Урок №19: Прикладное 1: ЭС и СППР здесь
Урок №20: Распознавание образов здесь
Урок №21: Чат-боты здесь