24. Роботы и аватары
Текст видео

Что ж, мы неистово продолжаем. Сегодня у нас двадцать четвёртое занятие по основам Искусственного Интеллекта, я — Роман Душкин, и мы изучим новую прикладную тему, с которой многие столкнутся очень скоро. Давайте поговорим о роботах и аватарах.

Вы, возможно, не поверите, но робот — это всего лишь техническая кибернетическая машина, действующая в нашей реальности. Это самое общее определение, которое можно дать этому термину. А раз так, что вчера, рассмотрев автономные автомобили, мы уже увидели пример конкретного робота. Ну я уверен, что вы все понимаете, что робот — это не только и не столько антропоморфное создание, типа робота R2D2 из саги «Звёздные войны». Большинство роботов, которые уже работают на Земле, — это совершенно не похожие на человека устройства, часто выполняющие очень узкие функции. На заводах-автоматах целые производственные линии состоят из технологических роботов-манипуляторов, которые производят различные элементы конечной продукции и далее собирают, проверяют и выпускают её. Человекоподобные роботы называются «андроидами», а человекоподобный биоробот — «киборгом».
Итак, роботы. Поскольку у нас курс по Искусственному Интеллекту, а не по робототехнике, то мы будем рассматривать только автономных роботов с элементами интеллектуальных функций. Ну то есть вот как вчера мы рассмотрели автономные автомобили. Что ж, это довольно сильно ограничивает область рассмотрения, и перед нами находятся только такие кибернетические машины, которые работают в нашей реальности и имеют интеллектуальную систему управления? Все помнят, что такое «кибернетическая машина»? Ну тройка (сенсоры — система управления — исполнительные устройства). Ну так вот. Робот в этом случае представляет собой как бы тело для Искусственного Интеллекта, при этом у него есть инструменты как для функционирования в нашем мире, так и для подключения к миру виртуальному для получения из него бездонного количества информации. Помните на занятии по философии Искусственного Интеллекта мы размышляли про Китайскую комнату? Ну вот наши роботы могут быть примером того, как парадокс Китайской комнаты может быть обойдён искусственной интеллектуальной системой.

Давайте кратко рассмотрим примеры проблемных областей, в которых могут работать интеллектуальные роботы. Во-первых, это, конечно же, промышленность. На смену роботизированным технологическим линиям, работающим по заданным алгоритмам, могут прийти интеллектуальные роботы с самообучением, которые будут самостоятельно перестраивать технологическую линию для выполнения новых задач. Такие линии уже постепенно появляются, а в совокупности с технологией 3D-печати такие линии смогут быть очень гибкими. Во-вторых, это бытовые роботы для выполнения рутинных работ по хозяйству. И это будет очень круто, когда не только уборка в квартире будет выполняться роботом-пылесосом, но и вообще все бытовые жилищно-коммунальные услуги. Ну вот не нравится мне стирать и гладить рубашки по утрам, пусть это делают роботы. В-третьих, это вопросы обеспечения безопасности. Помните огромных боевых человекоподобных роботов? Вот это оно. На самом деле, тут больше будет развитие в сторону миниатюризации автономных летучих дронов с возможностью роевого интеллекта. В-четвёртых, это медицины — уже сегодня роботы-хирурги достигли очень высокой точности, и в ближайшем будущем они превзойдут людей, если уже не превзошли. В-пятых, это роботы в области сервиса — младший медицинский персонал, учителя, страховые агенты, чиновники, клерки и все-все-все, чья деятельность связана с физическими действиями и может быть легко автоматизирована и интеллектуализирована. Представляете, заходите вы в страховую компанию застраховать свой автономный левитирующий автомобиль, а там вас встречает робот, который только выносит пакет готовых документов на подпись. Впрочем, зачем куда-то идти и что-то печатать не бумаге? Не будет этого, конечно же. Или вот представительницы секс-индустрии… Хм, ну ладно. Зато интерес вызывают роботы-учителя. Вот наш курс — это прямая дорога к этому. Можете представить, что я — это робот. Вы не можете этого опровергнуть, ведь правда? И я предлагаю каждому из вас персонифицированный подход, отвечая на вопросы и обсуждая разные тонкие аспекты Искусственного Интеллекта. Сколько вас у меня? А какова скорость реакции на вопросы? Не задумывались об этом? То-то же…
Что ж, есть ещё одна важнейшая область применения роботов. Представьте себе окружение, которое очень вредно или опасно для человека. А робот может там находиться, даже если у него начнут «плавиться мозги». Что-то совсем опасное, типа рабочей зоны ядерного реактора. Или же что-нибудь недоступное, типа дна Марианской впадины или кровеносных сосудов человека. Роботы уже используются для посещения таких мест и работы там, но они могут быть и интеллектуальными же. И вот тут мы приходим к понятию «аватара». Штука, показанная в одноимённом фильме, — это, конечно, пока фантастика, но исследования в этом направлении ведутся. Гвоздь технологии — прямой нейроинтерфейс от человека к роботу. Если подсоединить робота напрямую к человеческому мозгу, то роль системы управления будет выполнять оператор со своим естественным интеллектом. Тогда такого робота, который и называется аватаром, можно отправлять в любые места, куда он может попасть в силу своих физических особенностей, но куда не может попасть человек. И человек сможет управлять им, получая обратную связь из того же интерфейса. Здесь больше нерешённых проблем, чем каких-то открытий, но направление очень бурно развивающееся. Тем более, что оно имеет очень прикладное значение — нейропротезы для конечностей и вообще любых органов будут очень востребованы.
Главная проблема с аватарами — скорость прямой и обратной связи. Мы не сможем отправить аватара на Марс и управлять им там, лёжа в кресле на земле, поскольку сигнал дойдёт до Красной планеты только минут через десят, в зависимости от того, как располагаются Земля и Марс друг относительно друга. За двадцать минут путешествия сигнала туда-сюда аватара там уже чикнут марсиане, либо он свалится в какую-нибудь канаву, которых на Марсе много. Но вот управление аватарами с орбиты — вполне реальное дело. И, возможно, именно при помощи этой технологии мы начнём колонизировать Солнечную систему и майнить астероиды.

На этой жизнеутверждающей ноте я, пожалуй, завершу это занятие. Мы узнали про роботов и аватаров, и теперь с нетерпением ждём их появления в нашей жизни, чтобы облегчить её. А пока переходите к чтению дополнительных материалов и прохождению теста. Всем персональных роботов.
Самостоятельная работа
Задание 1

Прочесть все материалы по ссылкам выше

Задание 2

Сдать проверочный тест
Есть вопросы? Отлично, задавайте!
Предыдущие уроки
Урок № 1: ИИ и две зимы здесь
Урок № 2: ИИ и междисциплинарные исследования здесь
Урок № 3: Две парадигмы здесь
Урок № 4: Интуитивный подход и тест Тьюринга здесь
Урок № 5: Символьный и логический подходы здесь
Урок № 6: Агенты и роевой интеллект здесь
Урок № 7: Гибридный подход здесь
Урок № 8: Гибридный подход здесь
Урок № 9: Некоторые мифы об ИИ — 1 здесь
Урок №10: Некоторые мифы об ИИ - 2 здесь
Урок №11: Некоторые мифы об ИИ — 3 здесь
Урок №12: Правда об ИИ - 1 здесь
Урок №13: Правда об ИИ - 2 здесь
Урок №14: Правда об ИИ - 3 здесь
Урок №15: Несколько успешных примеров ИИ-проектов — 1 здесь
Урок №16: Несколько успешных примеров ИИ-проектов — 2 здесь
Урок №17: Несколько успешных примеров ИИ-проектов — 3 здесь
Урок №18: Философия ИИ здесь
Урок №19: Прикладное 1: ЭС и СППР здесь
Урок №20: Распознавание образов здесь
Урок №21: Чат-боты здесь
Урок №22: Творчество здесь
Урок №23: Автономные автомобили здесь