25. ИИ и Государственное управление
Текст видео

Привет, друзья. Это двадцать пятое занятие по основам Искусственного Интеллекта, меня зовут Роман Душкин, и мы начинаем самую прикладную часть нашего курса. Сегодняшнее занятие посвящено применению технологий ИИ в государственном управлении, и мы будем рассматривать подобные применения для многих сфер жизни до конца этой недели и половину следующей. Приготовились? Поехали.

Итак, государственное управление. Государство — это сложная социотехническая система. Возможно, самая сложная из всех систем этого класса. Само собой разумеется, что в ней должна быть подсистема управления. Эта подсистема управления сама по себе является очень сложной системой, пронизывающей все аспекты жизнедеятельности государства в целом, все сферы жизни социальной подсистемы (то есть общества), все процессы технической подсистемы (то есть государственных институтов). Поэтому в ней присутствует огромное количество элементов, прямых, обратных и перекрёстных связей для управления, контроля и контроля контролирующих. Многие функции этой подсистемы рудиментарны, многое тянется без изменений через тысячелетия, но что-то появляется и в ответ на вызовы современности. В общем, государство — вещь очень сложная.
Поскольку у нас курс по Искусственному Интеллекту, а не по теории государства и права, то всех заинтересованных я отправляю к чтению вводных учебников или прослушиванию соответствующих лекций. Ну а мы рассмотрим проблему использования интеллектуальных технологий в государственном управлении с разных сторон. Первая — почему же надо осуществлять интеллектуализацию управления? Давайте рассмотрим такое понятие, как «человеческий фактор». В одном из значений этого термина делается упор на нестабильной поведения человека при взаимодействии с системой. Это происходит из-за наличия эмоциональной составляющей при принятии решений, из-за отсутствия необходимой квалификации, из-за злого умысла, в конце концов. Человек — крайне недетерминированное существо, к тому же очень неэффективно функционирующее. Поэтому даже создание институтов рациональной бюрократии не исключает проявления этого пресловутого человеческого фактора. Поэтому в этом аспекте технологии Искусственного Интеллекта позволили бы повысить беспристрастность и рациональность принимаемых решений на всех уровнях, причём в совокупностью с возможностью обработки больших объёмов информации, такие решения были бы более обоснованными.

Второй момент, который хотелось бы обсудить, — это направление автоматизации и интеллектуализации государственного управления. Оно имеет много аспектов и сфер применения, оно охватывает территории и институты, оно повсеместно. И если рассматривать такие, к примеру, сферы жизни, как транспорт, безопасность жизнедеятельности, здравоохранение, образование и так далее, то в каждой из таких сфер приняты свои подходы к управлению и реагированию на случающиеся события. Так вот могут существовать два подхода к развитию интеллектуальной системы государственного управления, если можно так выразиться. Первый подход — снизу вверх, когда интеллектуализации подвергаются отдельные аспекты и сферы жизни. И потом они соединяются, как ручейки в реки, и на самом верху создают большую единую систему. Подход имеет право на существование, но в нём, конечно же, есть свои плюсы и минусы. Главный минус — интеллектуализация управления будет идти с разной интенсивностью и часто не совпадать по технологическому стеку. Ну и межведомственное взаимодействие, вернее — его отсутствие, как обычно, всё загубит на корню. Второй подход — сверху вниз, когда объявляется единая стратегия, под которую создаются программы и выполняются проекты. Такое грандиозное реформирование требует колоссальных усилий при планировании, реализации и контроле. Поэтому подход тоже может быть применён, но нивелируя некоторые минус первого подхода, он имеет собственную большую негативную сторону — всё будет происходить очень медленно. Подход, скорее, возможен для карликовых государств, типа Великого Герцогства Люксембург. Но на практике, конечно же, будут одновременно применяться оба подхода.
Для интеллектуализации государственного управления вне всяких сомнений должен применяться гибридный подход. При этом возможно использование организмических принципов, когда само государство сопоставляется с организмом человека, и с различными системами и органами человеческого тела ассоциируются различные подсистемы государственного управления. Соответственно, головному мозгу сопоставляется высший орган принятия государственных решений. А остальным — что-нибудь ещё. Я не хотел бы сейчас вдаваться в эти вопросы, так как тема интересная, но спорная. Тем не менее, я упомянул про неё потому, что на высших уровнях сознания используется символьная обработка информации. Так и в высших системах интеллектуального государственного управления будут использоваться специальные системы поддержки принятия решений. А спускаясь ниже как в организме, так и в системе государственного управления мы будем встречать более «грязные» технологии. Ну та же самая мультимодальная интеллектуальная транспортная система будет на низшем уровне управлять автономными транспортными единицами, воплощая децентрализованную многоагентную систему с квазииерархией. Но наверх она будет отправлять только важные символьные сигналы для принятия стратегических решений.
Теперь заглянем чуть дальше. А что должна делать система Искусственного Интеллекта на посту главы государства, если такое когда-нибудь произойдёт? Будет это ИскИн, или же это будет очень сложная автономная интеллектуальная система, полностью автоматизирующая все аспекту государственной деятельности — это не важно. Важно то, что она будет применять единый подход ко всему, но это единство будет крайне странное по сегодняшним временам. Я уже упоминал, что Искусственный Интеллект — это про персонализацию сервисов. Так вот такая система должна будет предоставлять полностью персонализированные сервисы, основанные на максимально достоверной информации обо всём, что требуется для предоставления таких сервисов. Любая государственная услуга должна стать адресной и персонифицированной, исполняться максимально быстро и качественно, и не требовать от гражданина практически никаких телодвижений. Утопия? Посмотрим...

Небольшой пример. В настоящее время одним из направлений работ моей лаборатории является разработка концепции Интеллектуальной Системы Управления Регионом. В этой концепции должны быть собраны и детально расписаны все аспекты государственного управления, сферы жизни, процессы в рамках региона, после чего составлен план по сквозной автоматизации и интеллектуализации с оставлением минимального числа живых людей в рамках бизнес-процессов. Скажете, что тоже утопия? Ну тоже посмотрим...

Что ж. Мы рассмотрели некоторые возможности по применению технологий Искусственного Интеллекта в деле государственного управления. Уверен, что это было полезно. Теперь прошу переходить к чтению дополнительных материалов, выполнению теста и общению со мной в персонифицированных чатах. Всем удачи. Пока.
Самостоятельная работа
Задание 1

Прочесть все материалы по ссылкам выше

Задание 2

Сдать проверочный тест
Есть вопросы? Отлично, задавайте!
Предыдущие уроки
Урок № 1: ИИ и две зимы здесь
Урок № 2: ИИ и междисциплинарные исследования здесь
Урок № 3: Две парадигмы здесь
Урок № 4: Интуитивный подход и тест Тьюринга здесь
Урок № 5: Символьный и логический подходы здесь
Урок № 6: Агенты и роевой интеллект здесь
Урок № 7: Гибридный подход здесь
Урок № 8: Гибридный подход здесь
Урок № 9: Некоторые мифы об ИИ — 1 здесь
Урок №10: Некоторые мифы об ИИ - 2 здесь
Урок №11: Некоторые мифы об ИИ — 3 здесь
Урок №12: Правда об ИИ - 1 здесь
Урок №13: Правда об ИИ - 2 здесь
Урок №14: Правда об ИИ - 3 здесь
Урок №15: Несколько успешных примеров ИИ-проектов — 1 здесь
Урок №16: Несколько успешных примеров ИИ-проектов — 2 здесь
Урок №17: Несколько успешных примеров ИИ-проектов — 3 здесь
Урок №18: Философия ИИ здесь
Урок №19: Прикладное 1: ЭС и СППР здесь
Урок №20: Распознавание образов здесь
Урок №21: Чат-боты здесь
Урок №22: Творчество здесь
Урок №23: Автономные автомобили здесь
Урок №24: Роботы и аватары здесь