29. ИИ и Образование
Текст видео

Приветствую вас, уважаемые друзья. Мы продолжаем наш тернистый путь по пути постижения основ Искусственного Интеллекта. Меня зовут Роман Душкин, и сегодня у нас двадцать девятое занятие. Мы посвятим его рассмотрению возможностей применения методов и технологий Искусственного Интеллекта в области образования. Это очень интересно, так что приглашаю.

Образование является сферой жизни, которая находится на более высоком уровне экономики. Однако эта сфера жизни крайне важна, так как образование не только закладывает основу будущего, так и преобразует производственные силы и, если можно так сказать, «апгрейдит» их. Другими словами, у образования есть два аспекта, и оба они важны для общества и экономики. Система образования преобразует людей, превращая их из примитивных созданий в высокоинтеллектуальных личностей, занимающихся преобразованием среды вокруг себя. Ну, по крайней мере, так должно быть.

К сожалению, в современных школах, и я, наверное могу говорить не только о нашей стране, но и вообще о всём мире, детей учат устаревшими методами устаревшим понятиям. Есть хорошая картинка — свечка учит компьютеры тому, как устроена лампочка накаливания. Вот это оно, к сожалению. Конечно, не везде. Но в массе это так. И вот тут возникают огромные возможности для оптимизации и интеллектуализации образования. Размышления приводят к пониманию того, что единые стандарты образования направлены на усреднение интеллектуальных способностей человека. Преодолеть это не очень-то и помогает дифференциация школ, тем более что даже частные школы должны следовать определённым нормам. Но сегодня уже можно думать о персонализации образования.
Так, хватит лирики. Искусственный Интеллект. Мы говорим о том, что технологии Искусственного Интеллекта могут изменить систему образования в лучшую сторону, и направление движения должно быть в область персонализации образования. Ну вот примерно как у нас на курсе. Персонифицированный подход к каждому школьнику, студенту, курсанту, аспиранту и т. д. Массовость образования была обусловлена в том числе и тем, что преподаватель не мог «разорваться» между десятками и сотнями учеников, которых он обучал. Но сегодня технологии позволяют это делать. Во-первых, теперь взаимодействие между преподавателем и учеником можно осуществлять без необходимости находиться рядом друг с другом. Ну вот мы с вами общаемся при помощи мессенджера, и каждому из вас оказывается именно персонифицированный подход. И чат-бот помогает мне обрабатывать десятки запросов от вас в день. Не буду раскрывать деталей, это наше ноу-хау, но чат-бот снимает с меня всё больше и больше запросов. Это может быть сделано для каждого курса, для любого предмета. И не надо говорить о том, что для детей и подростков необходимо непосредственное участие учителя в учебном процессе. Во-первых, современные дети лучше всех нас знают, как использовать новые информационно-коммуникационные технологии. Ну подумайте только, современные дети никогда не знали времени, когда не было компьютеров, смартфонов, интернета и вот этого вот всего. Во-вторых, у нас на параллельном курсе по английскому языку успешно учится несколько подростков, в том числе мой старший сын, и это прорывная технология, поскольку за несколько месяцев он повысил свой уровень владения английским языком так, как не было за шесть предыдущих лет обучения в школе. И, самое главное, практически избавился от страха и застенчивости в общении. Так что с детьми и подростками всё будет хорошо.

Вы наверняка слышали про то, что генеративная нейронная сеть переделала видео Барака Обамы так, что он говорил заданные разработчиками нейросети слова, и при этом движения его губ и вообще мимики лица были согласованы с произносимой речью. Эта технология вполне применима для видеообщения между учителем и учеником. Ученик задаёт вопрос, учитель отвечает на него, и ученик это видит на своём терминале. И даже возможна генерация отдельных, персонифицированных видео. Ну, например, делается одно на всех входное видео, затем по результатам общения с каждым учеником в чате или видеочате, на основании анализа ответов каждого конкретного ученика разрабатывается персональная программа обучения конкретному предмету. Если ученик показывает хорошие результаты, ему даются более углублённые темы, более сложные задачи, какие-то дополнительные материалы. Если же ученик показывает плохие результаты, то для него организовывается много дополнительных занятий с разъяснениями. Ну и так далее.
Что у нас далее? Система поддержки принятия решений сможет постоянно планировать и перепланировать программу обучения для каждого отдельного человека с учётом его персональных потребностей, достижений и прогнозов на будущие потребности в профессиях и функциях, выполняемых человеком. Работа такой системы на общесистемном уровне позволит спланировать взращивание необходимого количества специалистов, требуемых в будущих отраслях. Эта же система позволит организовывать повышение квалификации для всех тех людей, кто готов заниматься постоянным обучением длительностью во всю жизнь.

Что ж. Мы не должны бояться будущего. Помните, мы рассмотрели факт об Искусственном Интеллекте, что его появление даже в слабой форме приведёт к исчезновению многих профессий. По оценкам некоторых экспертов, до 70 % общего объёма профессий через 10 — 20 лет будут новыми, которых раньше никогда не было. Ну вот вы, уважаемые курсанты, сможете, к примеру, стать учителями искусственного интеллекта. Остальным людям поможет получить новые профессии как раз тот же самый Искусственный Интеллект. Посмотрим. Ну а мы кратко изучили отдельные возможности применения возможностей Искусственного Интеллекта в сфере образования. Теперь переходите к дополнительным материалам, выполняйте тест и задавайте мне вопросы. Всем пока.
Интересные вопросы курсантов
(орфография и пунктуация курсантов сохранены)
А какие новые профессии может дать ИИ? И где этому можно начать обучаться уже сейчас?
Могу предположить, что одной из самых востребованных профессий будет «Учитель ИИ». А вот где можно начать обучаться уже сейчас — не скажу, так как особо таких мест нет. Но у каждого в меру своих визионерских способностей к прозрению будущего есть возможности по запуску уже сегодня курсов по повышению квалификации для будущих вызовов. Ну вот мы уже один сделали, на котором Вы учитесь :)
Самостоятельная работа
Задание 1

Прочесть все материалы по ссылкам выше

Задание 2

Сдать проверочный тест
Есть вопросы? Отлично, задавайте!
Предыдущие уроки
Урок № 1: ИИ и две зимы здесь
Урок № 2: ИИ и междисциплинарные исследования здесь
Урок № 3: Две парадигмы здесь
Урок № 4: Интуитивный подход и тест Тьюринга здесь
Урок № 5: Символьный и логический подходы здесь
Урок № 6: Агенты и роевой интеллект здесь
Урок № 7: Гибридный подход здесь
Урок № 8: Гибридный подход здесь
Урок № 9: Некоторые мифы об ИИ — 1 здесь
Урок №10: Некоторые мифы об ИИ - 2 здесь
Урок №11: Некоторые мифы об ИИ — 3 здесь
Урок №12: Правда об ИИ - 1 здесь
Урок №13: Правда об ИИ - 2 здесь
Урок №14: Правда об ИИ - 3 здесь
Урок №15: Несколько успешных примеров ИИ-проектов — 1 здесь
Урок №16: Несколько успешных примеров ИИ-проектов — 2 здесь
Урок №17: Несколько успешных примеров ИИ-проектов — 3 здесь
Урок №18: Философия ИИ здесь
Урок №19: Прикладное 1: ЭС и СППР здесь
Урок №20: Распознавание образов здесь
Урок №21: Чат-боты здесь
Урок №22: Творчество здесь
Урок №23: Автономные автомобили здесь
Урок №24: Роботы и аватары здесь
Урок №25: ИИ и Государственное управление здесь
Урок №26: ИИ и Безопасность здесь
Урок №27: ИИ и Транспорт здесь
Урок №28: ИИ и Промышленность здесь